Книга для детей об огне и о пожарных, в картинках и стихах
Пт-Пн 10:00-18:00
Сб-Вс Выходной
Борьба с чрезвычайными ситуациями и их последствиями требует от человека больших физических и нервных затрат. В этой борьбе проявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость. В этой работе особое внимание следует уделять психологической подготовке детей и подростков. У детей сильно выражены безусловно-рефлекторные инстинктивные реакции, и для контроля над ними необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков действий в экстремальных условиях пожара.
Тяга детей к огню общеизвестна, но необходимо уберечь их от беды. Исходя из этого, в тематические планы начального общего образования должны быть включены занятия по изучению и практической отработке с детьми правил пожарной безопасности при обращении с газовыми, отопительными и электробытовыми приборами.
Дети любят принимать участие в играх с огнем потому, что им свойственна любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и к игровому перевоплощению.
Эти особенности психики учеников разного возраста при отсутствии целенаправленной учебно-воспитательной работы могут привести и приводят к возникновению пожаров в результате неумелого поведения с огнеопасными предметами, разжиганию костров в недозволенных местах (в подвалах домов, близ построек из сгораемых материалов, в лесу и т.д.).
Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающей квартире прячется (под кровать, в шкаф или иное укромное место) и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись.
Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определять методику работы с ними. С этой целью необходимо проводить занятия с учениками начальных классов по изучению возможных путей эвакуации из здания школы, в жилых домах, на практике отрабатывать способы и пути эвакуации детей в случае пожара.
Большой воспитательный эффект будут иметь занятия, проводимые со старшими школьниками. На занятиях необходимо разъяснять элементарные способы защиты органов дыхания от воздействия токсичных составляющих продуктов горения, а также меры предотвращения термических травм.
Учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы. При этом следует учесть, что даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания.
Однако практика показывает, что не только школьники, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, по использованию средств борьбы с огнем. Опросы, проводимые сотрудниками МЧС России среди различных возрастных и профессиональных групп, показали, что часто взрослые не знают даже того, что в пожарную охрану следует звонить по телефону 101/112. Поэтому некоторые занятия, особенно итоговые, целесообразно проводить совместно с родителями.
Большинство школьников не знают, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, для какого горящего материала следует применять тот или иной вид огнетушителя. В этом плане, мало просто рассказать, какие бывают первичные средства пожаротушения и показать их на картинке, важно, чтобы каждый школьник попробовал сам тушить огонь, сымитировал бы свои действия, так как знания не будут результативными, если они не превратятся в умения, навыки, способы поведения.
Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара следует с начального школьного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой или засыпать песком, знать, как можно погасить на себе одежду и как оказать самую первую помощь при ожоге. Младшие школьники должны научиться пользоваться огнетушителем, внутренним пожарным краном и т.д.
В работе с детьми необходимо использовать игровые методы обучения, так как они лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Любая форма обучения, пропаганды тогда действенна, когда ведется живо, интересно. Только конкретная, эмоционально окрашенная пропаганда способна оставить след в сознании ребенка.
Разнообразными должны быть и формы профилактической работы. Действенное влияние на формирование чувства ответственности за сохранность материальных ценностей от огня, за безопасность людей оказывают тематические игры, веселые старты, встречи с сотрудниками МЧС, проведение соревнований юных пожарных.
Для закрепления у детей навыков поведения на пожаре целесообразно практически отработать соответствующие действия. Например, по игрушечному телефону сообщить в пожарную охрану о пожаре, точно указав свой адрес (при этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер и называть адрес, если нет пожара, что такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди, горит имущество). После сообщения нужно встретить пожарных, оповестить взрослых, которые могут до прибытия пожарных машин ликвидировать горение, или самим принять меры по тушению очага возгорания, выбрав для этого необходимые первичные средства пожаротушения. В данной игровой ситуации надо учитывать необходимость эвакуации в первую очередь детей младшего возраста, престарелых и больных. Это воспитывает у детей чувство ответственности не только за себя, но и за других нуждающихся в помощи.
Большую роль в воспитании подростков играют занятия пожарно-прикладным спортом. Виды соревнований по пожарно-прикладному спорту такие: преодоление 80-метровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета, боевое развертывание.
Они вырабатывают у подростков навыки работы с пожарным оборудованием, ловкость, сноровку, чувство коллективизма. Элементы физических упражнений по пожарно-прикладному спорту следует включать в программы воспитательной работы, начиная с 4-го класса.
Большое значение в профилактической деятельности имеет экономическая оценка происшедших пожаров, выявление физической сути их источников, поэтому в работе со школьниками, начиная уже с начальных классов, целесообразно использовать вводные элементы на уроках математики, физики, русского языка, химии, рисования и др.