• Обучение, повышение квалификации
  • Противопожарные мероприятия
  • Страхование
  • Противопожарная пропаганда

Пт-Пн 10:00-18:00

Сб-Вс Выходной

Живописные картины о пожарах и пожарных

"Огонь... - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь давал человеку тепло, защищал от диких зверей. Он использовался для приготовления пищи, изготовления орудий труда и охоты."

"Пожар... - только тот, кто прошел через это испытание, может понять и постичь весь зловещий смысл этого понятия. Треск и гул пламени; фантастические краски и переливы его отблесков; причудливые тени и изливы клубов дыма и человеческие муки; лица искаженные болью и страхом".

По вопросам заказа копии картин позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

Огненной беде с ее моральными потрясениями, неминуемыми потерями и впечатляющими картинами яростной пляски пламени, посвящено немало страниц в мировой литературе - от Данте и Диккенса до Куприна и Горького. И пожалуй, ни один из великих художников не обошел сюжет пожара в своих произведениях.

Брюллов и Рафаэль, Репин и Микелеанджело запечатлели в своих творениях всю остроту и беспощадность злой силы огня, непроходящий ужас и страдания людей, попавших в его власть.

Назначение данного раздела заключается в том, чтобы помочь разобраться в обширном количестве картин посвященных пожарам и пожарным, ориентируя ценителя красоты на творчество мастеров произведения того или иного художника.

Тексты рассчитаны на беглое ознакомление с картиной, копию которой мы готовы предложить, поэтому характеристики творчества и описание произведений отличаются краткостью. При более детальном и глубоком изучении творчества художника, имеет смысл обратиться к другим источникам информации.

Картина "Пожар в Риме (64 год, 1 в. н.э.)"

В I-II вв. Римская империя переживала период своего расцвета. Само слово "Рим" означало тогда не только название города на берегах Тибра, но и величие и славу, могущество и великолепие, богатство и культуру.

Несмотря на множество трудностей, римляне сумели создать одну из самых знаменитых цивилизаций ставшую образцом для подражания в разное время для многих других народов. Императорская форма правления помогла Риму добиться славы и могущества, которые, естественно, оказали огромное влияние и на искусство этого периода.

Впрочем, доводилось Риму испытывать и бедствия. Одно из них произошло в июле 64 года 1 века н.э., когда колоссальный пожар в древнем Риме, длившийся семь дней, истребил практически всю городскую застройку.

 

Он действительно был самым страшным в истории древнего города, а возможно, одним из наиболее разрушительных в истории человечества.

Пожар в Риме во времена царя Нерона (64 года 1 в. н.э.)

Картина "Пожар в Риме", неизвестный художник прим. 1861г. масло, холст

 

Большинство историков сходятся в том, основной пожар бушевал на протяжении шести дней. Затем огонь охватил Марсово поле, но там уже не было больших разрушений. Окончательно справиться с огнем удалось только к 27 июля.

Из 14 районов города полностью выгорели четыре, значительные разрушения произошли еще в семи. Роскошные дома, сады, памятники – потери Рима не поддаются подсчету. Полностью сгорел храм богини Луны, очень сильно пострадали храмы Юпитера, Аполлона, Весты.

Священная улица, главная дорога Римского форума, ведущая с Капитолия на Форум, сгорела практически полностью.

Картина "Нерон смотрит на горящий Рим"

Октавиан Август (основатель Римской империи, внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, род. 23.09.63 года до н. э. в Рим — умер 19.08.14 года н.э.) нашел себе достойных продолжателей в лице следовавших за ним императоров из дома Юлиев-Клавдиев: Тиберия, Калигулы, Клавдия и особенно Нерона, которые правили Римской империей до 68 года н.э.

Именно во время их правления римляне начали повально увлекаться театром (это неправда, будто римляне ломились на одни только гладиаторские бои, игнорируя высокое искусство: театральные постановки тоже были среди них очень популярны).

 

Картина Нерон смотрит на горящий Рим

Картина "Нерон смотрит на горящий Рим", худ. Карл Теодор фон Пилоти, прим. 1861г.

 

Император Нерон вообще славился как страстный поклонник театра и большой оригинал. Он даже выступал на подмостках в качестве трагического актера, а поскольку римские граждане не разделяли его восторгов относительно собственного таланта, то в театр их доставляли силой, в принудительном порядке.

"Пожар он смотрел с Меценатовой башни и в театральном одеянии пел "Крушение Трои"". Но откуда пошли разговоры о вине Нерона?

Дело в том, что обвинял Нерона в поджоге не только Гай Светоний, автор "Жизни двенадцати цезарей", но мотив называли чисто практический, не связанный со стихосложением – император желал очистить Рим от трущоб, дабы застроить его новыми зданиями.

Нерону вдруг захотелось оставить шумный город и поселиться в деревне, среди лугов и полей, в загородном поместье с фруктовым садом и сеновалом. Однако сложности политического характера не позволили императору просто взять и уехать из Рима, бросив государственные дела на не очень надежных приближенных. Другой бы отступился, сочтя свое желание неосуществимым. Но не таков был Нерон – и в 60-х гг. 1 в. н. э. он распорядился выстроить себе загородное поместье прямо посреди блистательной столицы, невзирая на естественные в таком предприятии трудности.

На картине показан

Картина "Путь Империи. Расцвет", худ. Томас Коул, 1836, масло, холст.

 

И вот что интересно — такое поместье было, в самом деле выстроено. С садами, полянами, лесом, деревенькой и даже мельницей с водяным колесом. В самом центре Рима, на холмах Палатин и Эсквилин на колоссальном участке земли (предварительно очищенном от прочих строений) раскинулось императорское поместье, включавшее в себя, кроме дворца, несколько парков с беседками и статуями, озеро с живыми лебедями, виноградники, бани, акведуки, группы строений различного назначения, фонтаны, увеселительные павильоны, коровник и птичий двор.

Особой роскошью отличалось внутреннее убранство дворца: стены и потолки помещений были отделаны мрамором различных цветов и украшены многочисленными росписями в четвертом стиле римского живописца Фабулла. Для большей выразительности росписи были поверх еще обильно покрыты позолотой, что и послужило причиной назвать дворец в народе "Золотым домом".

Теперь Нерон мог, не выезжая из города, без помех наслаждаться сельским пейзажем (громоздящиеся за пределами его поместья городские кварталы с многоэтажными домами он, видимо, старался не замечать) и просыпаться по утрам исключительно по петушиному крику. Однако эта идиллия продолжалась недолго, потому что в конце концов римлянам надоели бесконечные выходки их правителя. В результате борьбы император был свергнут и погиб, а "Золотой дом", будивший в его преемниках неприятные воспоминания, торопливо разрушен.

Картина "Пожар в Борго"

Фреска "Пожар в Борго" повествует о событиях, происходящих в одном из центральных районов Рима. По легенде, возле дворца папы римского вспыхнул пожар, который утих только после появления самого папы Льва IV. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста, направленным на толпу и пламя, обрамившее целый квартал Рима.

Картина художника Рафаэль Санти (1483-1520)

Картина "Пожар в Борго" художник Рафаэль Санти (1483-1520), масло, холст.

 

Полотно передает панику и ужас жителей Рима, страдающих от неукротимых языков пламени. В левом верхнем углу виднеется женщина, с балкона передающая своего младенца мужчине, для того, чтобы спасти дитя от стихии. Объятая пламенем, она готова пожертвовать собой во имя спасения своего ребенка.

Ниже изображена часть местности, объятая ярко-красными языками пламени и черным дымом. Общую светлую цветовую палитру произведения подчеркивает самая темная часть композиции, передающая несение погибели и неукротимость стихии, беду, которая внезапно настигла мирный город. Правее изображена экспрессивная группа людей с кувшинами воды, которые прилагают все усилия на свое спасение. В центральной и самой дальней части картины виднеется здание, на балконе которого стоит папа Лев IV, направляющий знак креста на необъятное пламя. В ожидании чуда и спасения от Святейшего, под балконом собралась группа женщин с детьми, устремляющих руки к своему правителю. Они восхваляют папу и умоляют его спасти Рим от пожара.

 

Картина "Лесной пожар", Художник Пьеро ди Козимо (1462-1522гг.)

Пье́ро ди Ко́зимо, Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д’Антонио Убальдини (род. 2 января 1462г., в Флоренции — умер 12 апреля 1522г.) — итальянский живописец, маньерист флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли.

С 1480 года работал подмастерьем живописца Козимо Росселли, в честь которого он взял себе имя "Козимо" и на дочери которого он женился.

В картинах Пьеро ди Козимо "обнаруживаются разнородные культурные отсылки, начиная от ясности фламандских примитивов и кончая экспрессивным зарядом Леонардо да Винчи и нервной нестабильностью Филиппино Липпи".

Этот эклектизм делает его аутсайдером, всегда балансирующим между ностальгическим возвращением к прошлому и внезапным порывом к маньеризму. Джорджо Вазари, ученик Микеланджело, в своей известной книге "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", рассказал о Пьеро ди Козимо, как об уникальной личности, назвав её „абстрактной и непохожей изобретательностью“, у него была „жизнь человека, который был меньше человеком, чем животным“, избегая общества других, позволяя своему саду расти диким, „как его собственная натура“. Он даже умер, „доведя себя до этого состояния своими экстравагантными фантазиями“.

Картина Пьеро ди Козимо  "Лесной пожар"

Картина "Лесной пожар", художник Пьеро ди Козимо (1462-1522гг.), около 1505 года, масло, холст.

 

Пьеро ди Козимо, заимствовав живописную технику у нидерландских мастеров, с необычайной точностью изображал мир растений и животных.

Его впечатляющая картина "Лесной пожар" такая же необычная, каким, как предполагается, был и художник. Он черпал вдохновение у римского философа Лукреция, в его поэме "De Rerem Natura". В ней подробно рассказывается о том, как сила огня привела к развитию человеческой цивилизации.

Эта полумифологическая обстановка на картине объясняет самую странную деталь на ней: маленькие человеческие лица на телах некоторых животных. Инфракрасная рефлектография показала, что они были написаны в последнюю минуту, видимо, в моменты остроумной импровизации художника.

Но даже и без этой странной детали картина полна эксцентрики: корова с высунутым от жары языком, задыхающийся медведь, хаотично разлетающиеся птицы.

 

Картина "Пожар на масличных складах в квартале Сан-Маркуола"

Франческо Ладзаро Гварди (род. 5.10.1712 г. в Венеции (Италия) умер 01.01.1793 г.) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, видный представитель венецианской школы, мастер ведуты (городского пейзажа).

Особенности индивидуального стиля

После смерти Каналетто (Джованни Антанио Каналь) в 1768 году Франческо Гварди стал истинным наследником и продолжателем его искусства. Но в отличие от большинства ведутистов (ведута — жанр рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа) Франческо Гварди не следовал точному изображению венецианской архитектуры, он позволял себе более живописное и свободное решение архитектурного пространства.

"Он достиг мастерства в изображении света и воздуха венецианского пейзажа. Гварди располагал свои композиции вширь, понижал линию горизонта, отводя больше места небу, чем создавал ощущение простора и глубины".

В истории искусства Гварди оказался последним выдающимся представителем классической венецианской ведуты.

 

Художник Франческо Гварди, картина "Пожар на масличных складах в квартале Сан-Маркуола"

Картина "Пожар на масличных складах в квартале Сан-Маркуола", художник Франческо Гварди. 1789 г.

 

Пожар масличных складов в квартале Сан-Маркуола (в венецианском гетто) произошел 28 ноября 1789 года. Франческо Гварди, на тот момент было 78 лет, он отправился на место, чтобы сделать натурные наброски рисунка, с которого и была написана данная картина.

Описание

Художник изобразил последнюю фазу пожара: "... огонь перекинулся на соседние со складами дома, высветил стены и крыши, на которых пожарные героически пытаются потушить пламя. Передний план картины почти по всей горизонтали обозначен спинами сочувствующих прохожих (фигуры людей со спины выполнены еще по канонам рококо, в то время, когда уже утверждался неоклассический стиль). Сумеречный колорит написан горячей палитрой оттенков красноватого и золотистого цветов, передающих жар огня. Динамическая кисть художника с живым мазком, переносящим на полотно хаотичные порывы стены пламени, свободная и стремительная. Гварди пытался не нарисовать огонь, а передать его разрушительную и всепоглощающую силу…"

 

На картине показан горящий лес.

Картина «Лесной пожар» Художник Алексей Кузьмич Денисов-Уральский. прим. 1888г. Масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Художник Алексей Кузьмич Денисов-Уральский, (1864 – 1926). Денисов добавил к своей фамилии псевдоним Уральский, чтобы обозначить не только своё место рождения, но и духовную принадлежность к этому красивому и суровому краю. Основная тема, с которой работал художник – незабываемая природа Урала, ведь это его родной край.

Несколько своих работ художник посвятил неукротимой стихии огня, что в мгновения ока способна превратиться из блага в разрушительное зло. Видимо, вдохновение было столь велико, что автор решил посвятить этой теме несколько своих работ, под общим названием «Лесной пожар».

Если быть точным, то полотен с таким названием у художника существует несколько, но первая среди них была написана в 1888 году. У нас представлены четыре его работы, копии которых вы можете заказать у нас.

Известно, что в старину в России пожары были одним из самых страшных бедствий для людей. Русские летописи изобилуют описаниями «зла, равносильного мечу и нашествию иноплеменников».

Александр Павлович Чехов (старший брат великого писателя) – автор «Исторического очерка пожарного дела в России» - писал: «Древнюю деревянную Русь беспощадно выжигали стихии в виде грома и молнии, жгли враждебные инородческие племена, жгли сами князья в междоусобных войнах, затем палили татары и проч. …».

Картина Лесной пожар


Картина «Лесной пожар» Художник Алексей Кузьмич Денисов-Уральский. прим. 1897г. Масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Художник Денисов-Уральский в детстве и юности был свидетелем грандиозных лесных пожаров, которые уничтожали леса и были настоящим бедствием для Урала. Может быть, потому апокалипсическая картина гибели огромных лесных массивов около пятнадцати лет занимала творческое воображение художника.

Его всегда отличала реалистичность изображаемого на полотне. Он осознавал, что рядом с прекрасным таится и необузданная стихия, несущая разрушения.

Картина сыграна на цветовом контрасте: оттенки оранжевого, красного и серого воплощают смерть и разрушения, но деревья и трава остаются зелеными. К ним еще не успел добраться огонь, и растения поражают насыщенность цветов. Кроны деревьев изображены изумрудными, а травы – бледно-зеленимы. Ведь они все еще полны жизни, которая ощущается благодаря выбранным художником краскам.

Сверкающий огонь и густые клубы дыма создают захватывающее своей реалистичность зрелище. Они в полной мере отображают силу и красоту лесного пожара, не умаляя ни первого, ни второго.

Картина художника Денисов-Уральского

Картина «Лесной пожар» Художник Алексей Кузьмич Денисов-Уральский. прим. 1888г. Масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Здесь огненная стихия изображена на пике своей силы. Она несется вперед, уничтожая все на своем пути. Огонь, изображенный художником, вселяет страх и благоговение.

Денисов оживил свой огонь. Он превратил его в зверя, пожирающего сосны. Эти деревья великаны кажутся крошечными в сравнении с языками пламени. Такое пропорциональное соотношение предметов только усиливает эмоциональное напряжение картины.

Мастерство художника столь велико, что ему удалось передать движение огня: взмывающие к небу языки пламени готовы поглотить само солнце, дым окутывает все видимое пространство, а жар продолжает расползаться по земле маленькими неуловимыми змейками. Кажется, еще немного – и останется только огонь.

Картина Денисов-Уральский "Лесной пожар" 1910г

Картина «Лесной пожар» Художник Алексей Кузьмич Денисов-Уральский. прим. 1910г. Масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

На картинах “Лесной пожар” показана настоящая стихия. Глядя на нее, становится страшно и жутко. Начинаешь задумываться над тем, как жалок и беспомощен человек во власти природы, особенно разбушевавшейся.

Она сметает все на своем пути, не щадя никого и ничего.

Дым рассеивается во все стороны. Небо тоже нарисовано грязно-серого цвета, будто в нем отражается пепел от пожара.

Языки пламени похожи на страшного зверя, от которого нет спасения и невозможно нигде укрыться. Дым от пламени показан таким высоким, что взвивается до небес, даже выше сосен, хотя они достигают в высоту нескольких десятков метров. Клубы дыма показаны разными цветами: от серо-пепельного до почти черного, цвета графита.

Картина художника Юхан Кристиан Клаусен Даль. Лесной пожар.

Картина «Лесной пожар» Художник Юхан Кристиан Клаусен Даль. прим 1846г. Масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Здесь художник изображает трагедию – лесной пожар. Может причиной было палящее солнце, а может человеческая нелепость. Это уже не столь важно.

А ведь лес – это настоящий дом для животных и растений, где представители флоры и фауны жили своей жизнь, пока их спокойствие не было нарушено человеческим вмешательством.

Смотришь на полотно и хочется, чтобы пламя умерило свои силы, полил с небес ливень, но увы. Огонь, который только недавно был ласковым, превратился в настоящего монстра.

Этот монстр с молниеносной быстротой пожирает красоту природы. Огонь разбушевался и своим пламенем уничтожает прекрасный лес.

Известно, что и в России, и в Европе пожары были одним из самых страшных бедствий. Стоит вспомнить, что в прошлом большинство городов строилось из дерева и поэтому крупные пожары были довольно частым явлением.

Много столетий люди приручили огонь, благодаря которому они стали согревать свое жилище и готовить пищу, но на картине мы можем наблюдать, какой опасной, ужасающей и страшной может быть эта стихия.

Зритель, стоящий перед полотном, ощущает свою ничтожность перед бушующим пламенем, надвигающийся шквал огня одновременно пугает и восхищает своей мощью и красотой.

Фреска художника Рафаэль Санти "Пожар в Борго"

Фреска художника Рафаэль Санти "Пожар в Борго".
По вопросам заказа копии этого полотна позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Фреска "Пожар в Борго" повествует о событиях, происходящих в одном из центральных районов Рима. По легенде, возле дворца папы римского вспыхнул пожар, который утих только после появления самого папы Льва IV. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста, направленным на толпу и пламя, обрамившее целый квартал Рима.

Полотно передает панику и ужас жителей Рима, страдающих от неукротимых языков пламени. В левом верхнем углу виднеется женщина, с балкона передающая своего младенца мужчине, для того, чтобы спасти дитя от стихии. Объятая пламенем, она готова пожертвовать собой во имя спасения своего ребенка.

В центральной и самой дальней части картины виднеется здание, на балконе которого стоит папа Лев IV, направляющий знак креста на необъятное пламя. В ожидании чуда и спасения от Святейшего, под балконом собралась группа женщин с детьми, устремляющих руки к своему правителю. Они восхваляют папу и умоляют его спасти Рим от пожара.

Картина Пьеро ди Козимо "Лесной пожар"

Картина о пожаре и пожарных

"Пожар" Художник О. Матвеев, прим. 1891 г.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Борьбе с пожарами мешали в ту пору религиозные предрассудки. Народ считал что они происходят «от гнева божьего», и, вместо того, чтобы принимать какие-либо меры к тушению, люди прибегали к молитвам, выносили иконы, совершали крестные ходы, служили молебны.

Чтобы остановить распространение огня, перекидывали через горящее здание пасхальные куриные яйца или тушили огонь молоком только что отелявшейся коровы.

Картина "Пожар в деревне"

Картина «Пожар в деревне» Художник Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837-1898), масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Чтобы противостоять огню люди объединялись в пожарные дружины. Тушили «всем миром» картина Волкова Ефима Ефимовича «Пожар», 1905 г., «Погорельцы», 1871 г., Прянишникова Илларион Михайловича, «Пожар в деревне», 1885 г. Николая Дмитриевича Дмитриев-Оренбургского, картин с таким же названием художника Леонида Ивановича Соломаткина.

Картина пожар в деревне

"Пожар в деревне" Художник Бухгольц Фёдор Фёдорович, 1901 г., холст, масло, 130х104
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

В статистических данных, опубликованных в С.- Петербурге в 1912 году, подчеркивается, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, с 1860 по 1890 годы, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

Картина «На пожарище» Художник Яковлев Павел Филиппович. 1875г. Холст, масло. 76,8х121,5
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Тема пожара, этого «воителя природы» занимает особое место в истории отечественной живописи, мы ярко и зримо представляем и чувствуем горе и отчаяние обездоленных погорельцев.

Картина "Пожар ночью в селе"

Картина «Пожар ночью в селе» Художник Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Опустошительные пожары происходили во Владимире, Суздале, Киеве, Минске, Новгороде, Пскове, Твери, Костроме и других древних городах России. Некоторые из них по нескольку раз выгорали полностью.

Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы вселяя ужас, заставляя их бросать родные, веками насиженные места.

Картина Пожар в селе ночю

На сельские местности приходилось до 90% пожаров. По деревням и cелам бродили погорельцы в надежде получить подаяние. Некоторые ездили на лошадях, запряженных в телеги. У них был даже свой отличительный знак - обугленные оглобли.

Отрывок из книги Вл. Гиляровского "МОСКВА и москвичи"

... И вдруг:

-- Пожарники едут! Пожарники едут! -- кричит кучка ребятишек.

В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные -- добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.

Делалось это под видом сбора на "погорелые" места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.

"Горелые оглобли", -- острили москвичи, но все-таки подавали. Когда у ворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в Дом и докладывали:

-- Мама, пожарники приехали!

Две местности поставляли "пожарников" на всю Москву. Это Богородский и Верейский уезды. Первые назывались "гусляки", вторые -- "шувалики". Особенно славились богородские гусляки.

-- Едешь по деревне, видишь, окна в домах заколочены, -- это значит, что пожарники на промысел пошли целой семьей, а в деревне и следов пожара нет!

Граф Шувалов, у которого в крепостные времена были огромные имения в Верейском уезде, первый стал отпускать крестьян в Москву по сбору на "погорелые" места, потому что они платили повышенный оброк. Это было очень выгодно помещику.

Когда таких "пожарников" задерживали и спрашивали:

-- Откуда?

-- Мы шувалики! -- отвечали задержанные.

Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, с подлинными свидетельствами от волости, а иногда и от уездной полиции, но таких в полицейских протоколах называли "погорельщиками", а фальшивых -- "пожарниками.

Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: "пожарники"!

Картина Пожар в Казане

Картина «Пожар в Казани в 1832 году» Художник Рашида Имашева. Холст, масло. 1976 г.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Повсеместное создание пожарных команд, строительство пожарных депо началось при царствовании Николая I. В 1802 году в Российской империи образовывается министерство внутренних дел, во всех крупных городах при полицейских управлениях создаются пожарные команды (до этого времени штатные пожарные команды были только в Санкт-Петербурге и Москве).

Одной из достопримечательностей русских городов становится пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком.

Пожарная каланча

Картина «Вид Калинкинской площади и Старо-Петергофского моста» Художник Перро Фердинанд Виктор, прим. 1840 г. Масло, холст.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Каждая пожарная часть обслуживала 10 квадратных верст территории Москвы. Наблюдение велось с 16 каланчей, Москва была видна с каланчи как на ладони.

По всем окрестностям разносился гул пожарного колокола, и брандмейстер – начальник пожарной команды, узнав, в каком районе произошло возгорание, собирал команду удальцов-пожарных. Часовой мог также сигнализировать соседним пожарным частям о месте и силе возгорания, используя днем специальные кожаные шары, а ночью – фонари.

Пречистенская пожарная часть

Картина «Пречистенская пожарная часть» Художник Алексей Чеплыгин. 2018 г. акварель, бумага. 30х40 см.
По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города (пожарная каланча в Сокольниках, здание Тверской пожарной части).

Сокольническая пожарная каланча

Картина «Сокольническая пожарная каланча» Художник Тенго. 2020 г. Масло, холст. По вопросам заказа копии этой картины позвоните по телефону +79032585088 Борис Борисович.

 

"На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой,- только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности". Так писал о пожарных в книге "Москва и Москвичи" Владимир Гиляровский.

У вас возникли вопросы, желаете проконсультироваться?

Напишите нам, наши специалисты вскоре ответят на ваши вопросы!

Ваши данные защищены

г. Москва, ул. Рогова, д. 15/1, офис 10