Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. В этом нас убеждает статистика.
Книга для детей об огне и о пожарных, в картинках и стихах. Книга для детского сада, начальных классов
76% возгораний из общего числа пожаров – в жилье, на данных пожарах погибает 97–98% граждан. В среднем каждый день в стране происходит более 1 тыс. пожаров, на которых погибает свыше 20 человек. В огне сгорает 125 домов, помещений, строений. То есть каждую минуту возникает новый пожар, каждый час погибает один человек.
За 2021 год в нашей стране произошло 390 859 пожара. На этих пожарах погибло 8473 человек, в том числе 380 ребёнка, сотни получили различные травмы.
Вопрос о пожарной обстановке в России становится каждым годом настолько серьезным, что в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и "Уголовный кодекс Российской Федерации", постоянно вносятся дополнения и изменения, предусматривающие статьи административной и уголовной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности.
За пожары по вине детей и подростков несут ответственность их родители. Поэтому большое значение в организации работы с детьми имеют соблюдение правил пожарной безопасности, а также выработка навыков правильного поведения в случае пожара.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является противопожарная агитационно-пропагандистская работа. Изучение зарубежного опыта показало, что, например, в Чехии проводится общенациональная игра для обучающихся "Пламя", основная цель, которой обучить детей и подростков правилам пожарной безопасности. В Канаде старшеклассники проходят стажировку в пожарных частях, где выполняют обязанности пожарных, выезжают на пожар, но в тушении не участвуют.
Конечно, в настоящее время невозможно обойтись примелькавшимся лозунгом: "Спички - детям не игрушка". Противопожарная пропаганда должна быть действенной и целенаправленной.
Цель противопожарной пропаганды — выработка у детей и подростков активной жизненной позиции, знакомство с основными причинами пожаров, привитие элементарных навыков борьбы с огнем и умение правильно действовать в случае обнаружения пожара.
При подготовке и выборе темы проведения занятий необходимо определить степень подготовки ребят, тщательно изучить соответствующие разделы "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", подобрать наглядные пособия, плакаты, ролики, фильмы и мультфильмы, ознакомиться с пожарной обстановкой в городе, районе, подобрать конкретные случаи пожаров по вине детей и подростков.
Организуя работу с младшими обучающимися, следует помнить, что еще совсем недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему необходима и желанна. Это отвечает психологическим особенностям младших обучающихся.
Повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность и склонность к подражанию свойственны детям этого возраста.
Познавательные, игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулируя важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. В игре дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового. В интеллектуальных играх на первое место выходят логические операции, требующие сравнения, пространственного воображения и т.п. В викторинах, конкурсах, занятных задачках тренируются сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки, внимание и многое другое.
Обучающиеся младших классов предпочитают игры, которые можно отнести к обучающим. К ним относятся: мозаики, разрезные картинки, различные лото, игры на наблюдательность (типа "Что изменилось?", "Что здесь неправильно?" и т. п.). Сюда входит и целый ряд словесных игр.
Подобные игры пользуются популярностью и среди обучающихся старших классов. Подростки любят игры, связанные с тренировкой сообразительности, смекалки, скорости реакции, наблюдательности. К таким играм можно отнести головоломки всех видов, загадки (причем придумывание загадок для них значительно интереснее). К этим же играм относится инсценированные. Обучающимся младших классов (дошкольникам) можно сначала прочитать произведение, рассказать что-либо, затем они в любой форме, иногда с изменением сюжета, разыгрывают всевозможные сцены сами или с куклами.
При проведении игр необходимо помнить о том, что игра должна соответствовать знаниям обучающихся. Задачи, для решения которых у детей нет достаточных знаний, не вызовут интереса и желания их решать.
Не следует забывать и о том, что интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому такие игры нужно выстраивать так, чтобы игра не воспринималась как принудительное обучение.
Есть игры, инвентарь к которым легко можно сделать самим детям, причем делают они это достаточно охотно.
Для обучающихся младших классов познавательные игры, в которых основной момент — соревнование, должны носить более эмоциональный характер и по возможности содержать подвижные элементы.
Для обучающихся средних классов более подходят игры, связанные с творчеством.
В работе с обучающимися среднего и старшего возраста не менее важны примеры правильного и смелого поведения их сверстников при обнаружении пожара, спасении личной и государственной собственности, примеры героизма при спасении людей.