• Обучение, повышение квалификации
  • Противопожарные мероприятия
  • Страхование
  • Противопожарная пропаганда

Пт-Пн 10:00-18:00

Сб-Вс Выходной

Профессия, пожарный

Книга для детей об огне и о пожарных, в картинках и стихах

"Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла."

Питтак (один из семи древнегреческих мудрецов)

Выражение "пожар войны" появилось в человеческом лексиконе не случайно. Проблемы военной угрозы и пожарной опасности — души родственные. И не потому только, что вместе и порознь эти слова несут самый устрашающий эмоциональный заряд.

Плакат времен Великой Отечественной Войны 1943 год.И война, и пожар лишь в редчайших случаях способны вспыхнуть помимо человеческой воли. И война, и пожар обрушивают на человека творения его же собственного гения. Пожар старше. Война без него не обходилась. Но... если пусковой механизм войны под семью замками, пусковой механизм пожара доступен всем.

Проблемы добычи огня нет уже давно. Проблемы пожарной опасности растут и множатся в фейерверке научных побед человечества. И чем дальше, тем дороже обходится незнание, невежество, разгильдяйство. От угрозы пожара можно избавиться, но для этого надо суметь изъять из атмосферы кислород.

Именно в этом залог бессмертия одной из древнейших на планете профессий, необходимость которой впервые документально оформлена на пороге нашей эры. Не прихоть вынудила Красса заняться формированием пожарных команд из римских рабов. Есть, однако, все основания предполагать, что потребность в людях, умеющих сражаться с пожаром, возникла куда раньше, чем даже самое примитивное и трудоемкое делопроизводство. Первыми пожарными были, по существу, древние хранители огня.

Очень долго пожарные команды были коммерческими: не хочешь гореть — плати, не хочешь платить — гори…

 

 

Горение в одном случае называют огнем, в другом — пожаром. Проблема добычи огня давно стала жемчужиной мифологии. Все живое боится пожара. Среди сил, кореживших судьбы землян, пожар всегда занимал особое место.

Все живое боится пожара. Но...

Когда под натиском тысячеградусного пламени рассыпается в прах бетон, плавится сталь, карточными домиками решатся неколебимые, казалось, сооружения, против слепой силы насмерть стоят люди.

Сквозь огонь. Фотографии из коллекции фотографа Ломоносова Ю. 2014г.

И не только стоят. Они проходят сквозь этот кромешный ад, они пробиваются в самое сердце пожара - отвоевать драгоценные секунды, вынести ребенка, проверить, не остался ли кто в смертельном кольце. Они спасают заводы, сокровищницы культуры, города. Бывает, ценой собственной жизни. На войне как на войне.

Древнейшая из войн, не ведающая перемирий, непрерывная, ежедневная, со своими солдатами и — увы! — со своими жертвами.

Не бывает двух одинаковых пожаров. И как бы ни был высок уровень профессиональной подготовки вступающих в схватку с ним людей - это каждый раз шаг в неизвестность. И каждый раз возникает страшный, но естественный вопрос: все ли шагнувшие туда - вернутся?

Во все времена люди спасали друг друга.

Друг друга... Быть может, именно в этом сочетании "спрятаны" главные качества пожарного.

Мы все профессиональные земляне. И есть знания для профессионалов обязательные. Но... либо не знаем, либо не придаем значения. В результате, солдаты древнейшей из войн, офицеры и рядовые одной из самых гуманных профессии слишком часто вынуждены действовать в ситуациях, когда перед лицом опасности, грозящей многим незнакомым людям, долг требует от них проявления самых высоких качеств человеческой натуры.

Тысячелетиями искусство добывать огонь было волшебством, делом жизни и смерти. Современная техника сделала волшебство нормой. Она избавила нас от необходимости добывать и хранить огонь. Копеечный, общедоступный ширпотреб заставил нас забыть о многом. Но "волшебные палочки" оказались пусковыми кнопками пожара… Одна спичка — и асы в красных машинах идут в бой.

Сигнал тревоги. Для них он всегда неожиданный и... долгожданный. Но разве можно хотеть пожара, ждать его с нетерпением?

Профессия пожарный. Фото из открытых источников.

Парадокс профессии. Они, как никто другой, знают, что пожар - это всегда горе и слезы, убытки и увечья. И они не страдают, когда во время их дежурства сигнал тревоги молчит. Но для них схватка с пожаром - это то же, что для летчика полет.

Среди них есть и хорошие люди, и плохие, храбрецы и трусы, праведники и подлецы - с той лишь разницей, что трусам и подлецам в коллективе не ужиться. Они не выдерживают испытания огнем.

Молодым офицерам - пожарным внушают: "На пожаре вы должны отрешиться от всего земного. Ваше дело - спасать и тушить, об остальном, будете думать потом, после пожара".

Огонь пожирает все очень быстро. Когда, среди спасаемых паника, вести разъяснительную работу некогда. Шансы быть спасенными быстро идут к нулю.

В подобной ситуации у пожарных действует одно железное правило: никакой полемики (никаких разговоров), любыми средствами обуздать паникеров. Любыми! Если человек тонет (идет ко дну), его позволительно схватить за волосы; если во время пожара человек мешает себя спасти, его можно отхлестать по щекам или грубо обругать. В таких случаях нужна жестокая встряска, без нее никак не обойтись.

Какое оборудование у пожарных?

Автолестницы. Хорошее приспособление для спасения людей, но по инструкции их выдвигают во время пожара к определенному окну, снимают людей из этого окна, и лестница должна быть сложена, потом надо подъехать к другому окну, опять выдвинуть лестницу. На все это уходят драгоценные минуты, а люди у других окон ждут и могут не дождаться...

   Основные орудия труда пожарного: ломы, топоры, тяжелые рукава, по которым идет вода, грубые ремни, веревки и дыхательный аппарат, который весит 17 килограммов. Личные же качества пожарного: сила, ловкость, выносливость.

   О том, насколько он устал, его никто не спрашивает. Это видит командир. А чаще всего у них появляется как бы второе дыхание, за него никто другой его работу не сделает.

   Часто, видя вокруг себя смерть и страдания, пожарные знают, что в подавляющем большинстве случаев виной пожаров бывают взрослые жители земли: безответственные или пьяные, которым - море по колено; или курильщики; или хозяйки, забывшие выключить конфорку на кухне...

Особенно страшно, когда за преступления взрослых расплачиваются дети...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛАХ

Пожар — одно из наиболее распространенных опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнем, детских шалостей. Борьба с ним требует от человека больших усилии. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, взрослого населения и в первую очередь детей и подростков.

Ведь ребенка нередко зачаровывает эмоциональная картина ярко пылающего огня, поэтому они часто включают огонь в игровые ситуации. Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни — она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме безусловно-рефлекторной реакции.

У детей безусловно-рефлекторные инстинктивные реакции выражены очень сильно и для контроля над ними необходимо специально организовать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе. Исходя, из этого в начальных классах образовательных учреждениях необходимо включать занятия по изучению и практической отработке с детьми правил пожарной безопасности при обращении с газовыми, отопительными и электробытовыми приборами.

Дети любят принимать участие в играх с огнем потому, что им свойственна любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и к игровому перевоплощению. Эти особенности психики детей разного возраста при отсутствии целенаправленной учебно-воспитательной работы могут привести и приводят к возникновению пожаров в результате неумелого поведения с огнеопасными предметами, разжигания костров в недозволенных местах (в лесу, близ построек из сгораемых материалов).

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется под кровать, в шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись.

Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определять методику и технику противопожарной работы с ними. С этой целью необходимо проводить занятия с учащимися младших классов по изучению возможных путей эвакуации из здания школы, в жилых домах, а также практические отработки эвакуации детей, причем наибольший воспитательный эффект будут иметь занятия, проводимые сотрудниками МЧС России (пожарными). На занятиях необходимо разъяснять элементарные способы защиты органов дыхания от воздействия угарного газа и продуктов горения, а также меры, предотвращающие термические травмы. Противопожарную учебу и воспитание следует проводить, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания.

Однако практика показывает, что не только учащиеся, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, использованию пожарной техники. Опросы, проводимые сотрудниками МЧС с людьми различных возрастных и профессиональных групп, показали, что очень много взрослых людей не знают, что в пожарную охрану следует звонить 101 или 112.

Большинство детей не знают, как пользоваться огнетушителем, для какого горящего материала следует использовать тот или иной огнетушитель. В этом плане мало просто рассказать, какие бывают первичные средства пожаротушения и показать их на картине, важно, чтобы каждый учащийся попробовал сам тушить, огонь или сымитировать свои действия, т. к. знания не будут действенными, если они не превращаются в умения и навыки, способы поведения.

Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара следует с дошкольного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на себе одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге. Кроме того, младшие школьники должны научиться пользоваться огнетушителем, внутренним пожарным краном, песком и т.д.

В работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Например, для закрепления у детей навыков действий на пожаре целесообразно практически отработать эти действия. А именно: по игрушечному телефону сообщить в пожарную охрану о пожаре, точно указав свой адрес (при этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер н называть адрес, если нет пожара, ибо такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди, горит имущество). После сообщения нужно встретить пожарных, оповестить взрослых, которые могут до прибытия пожарных машин ликвидировать горение, или самим принять меры по тушению, выбрав для этого необходимые первичные средства. В данной игровой ситуации надо учитывать необходимость эвакуации в первую очередь детей младшего возраста, престарелых и больных, это воспитывает у детей чувство ответственности не только за себя, но и за других которые нуждаются в помощи.

Развитие цивилизации не притормозишь: в наш быт будут входить все новые материалы и новая технология. Города будут расти вширь и вверх, и все большей будет концентрация создаваемых человеком ценностей, на квадратном метре площади. Стремительное развитие цивилизации повышает опасность пожаров в городах.

А это значит, что пожары могут стать еще более жестокими, они будут еще дороже обходиться обществу, поэтому нам с Вами надо быть очень осторожными в обращении с огнем, электричеством и газом.

По этому большое значение в профилактической деятельности имеет экономическая оценка происходящих пожаров, поэтому в работе со школьниками, начиная уже с младших классов, целесообразно использовать вводные элементы на уроках математики, физики, русского языка, химии, рисования и т. д. Нет такой отрасли знания, с которой бы не был связан вопрос пожарной безопасности.

В каждой квартире должен быть пожарный извещатель. Везде, где живут и работают люди, должен быть огнетушитель. Они есть?

Вот почему все чаще звучат сигналы тревоги. Вот почему все чаще идут в неизвестность асы в красных машинах …

И если вы увидите мчащиеся пожарные машины, остановитесь, посмотрите им вслед и обязательно скажите, хотя бы про себя: "Удачи Вам, храбрые люди!"

 

У вас возникли вопросы, желаете проконсультироваться?

Напишите нам, наши специалисты вскоре ответят на ваши вопросы!

Ваши данные защищены

г. Москва, ул. Рогова, д. 15/1, офис 10