• Обучение, повышение квалификации
  • Противопожарные мероприятия
  • Страхование
  • Противопожарная пропаганда

Пт-Пн 10:00-18:00

Сб-Вс Выходной

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

Книга для детей об огне и о пожарных, в картинках и стихах. Книга для детского сада, начальных классов

Днем и ночью в поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по миру люди, спешат на работу, на учебу, на курорты и в путешествия. Но любое транспортное средство - источник повышенной опасности.

Ежедневно в России происходит более 500 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600.

Меры безопасности в легковом автотранспорте

Находясь в автомобиле, обязательно пользуйтесь ремнями безопасности. Пристегивать ремни безопасности должно стать неукоснительным правилом - это поможет сохранить вам жизнь.

Пристегнутый ремень безопасности убережет вас от ударов о руле­вую колонку, переднюю панель, лобовое стекло, крышу автомобиля, предотвратит выброс из автомобиля.

При ударе о впереди стоящую или движущуюся машину

При подобных авариях, характеризующихся резким внезапным торможением, главное — успеть зафиксировать себя в кресле, вжаться в него, упершись руками в руль, а ногами - в днище. Пассажиру на переднем сиденье надо немедленно схватиться за сидение снизу, прижаться к спинке своего кресла и ногами упереться в пол.

При ударе сзади.

Упритесь руками в руль, постаравшись при этом обезопасить шею, как можно плотнее прижав голову к подголовнику.

При боковых ударах, переворотах, столкновениях на большой скорости

Необходимо сохранить и обезопасить голову, обхватив ее обеими руками так, чтобы они легли на затылок ладонями вниз.

1. Не покидайте машину до ее остановки. Управляйте машиной до последней возможности, сохраняя самообладание.

2. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: съехать в кювет, направить автомобиль на забор, на кустарник, даже на дерево — это предпочтительнее лобового столкновения. Если такой возможности нет, постарайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой.

3. Непосредственно перед столкновением упритесь ногами в пол, голову наклоните вперед между рук и, напрягая все мышцы, удерживайте руками рулевое колесо.

4. Пассажиру следует закрыть голову руками, а на заднем сидении — завалиться на бок. Если рядом ребенок — крепко прижмите его к себе, накройте своим телом и также упадите на бок.

5. Не покидайте машину до ее остановки, ибо шансов выжить в машине во много раз больше, чем при "катапультировании";.

6. Помните, что в легковом автотранспорте наиболее безопасным местом является правое место на заднем сиденье. Наиболее опасное место - сиденье справа от водителя. На нем запрещена перевозка детей, а также не рекомендуется перевозка пожилых людей.

Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай)

При нахождении в общественном транспорте соблюдайте основные меры безопасности:

1. Не входите и не выходите до полной остановки транспорта.

2. Не прислоняйтесь к дверям, не высовывайте из окон голову и руки.

3. При движении держитесь за поручни и стойте лицом в направлении движения.

4. При столкновении общественного транспорта постарайтесь быстрее покинуть салон, оказав при этом помощь пожилым людям, детям и женщинам. Если через двери выйти невозможно, используйте запасные выходы, разбитые окна (перед выходом через разбитое окно очистите проем от осколков).

При пожаре в троллейбусе, автобусе или трамвае:

1. Немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (с помощью кнопки аварийного открывания дверей). Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, а также подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю).

2. Как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке.

3. Помните! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не касайтесь металлических частей, не заливайте огонь водой.

4. При блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбейте стекла обеими ногами или твердым предметом.

5. Покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества.

6. Выбравшись из салона, отойдите подальше, т.к. могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай).

7. Важным фактором является определение наиболее безопасных мест в различных видах транспорта. В автобусах, троллейбусах и трамваях это крайние правые места по ходу движения, расположенные в средине салона.

Наиболее опасными в любом виде общественного транспорта являются проходы, торцовые части салона, а также места около выходов.

ПАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

1. Пока машина держится на плаву, не пытайтесь открывать двери или покидать ее через боковые окна.

2. Во время погружения включите фары и аварийную сигнализацию (для ориентира спасателям) и закройте боковые стекла (чтобы замедлить погружение).

3. Отстегните ремень безопасности, опустите спинку сидения, чтобы освободить пространство, снимите верхнюю одежду и обувь. Когда вода заполнит салон, откройте двери и покиньте машину.

4. Если двери заклинило, выбивайте ногами ветровое или заднее стекло и выбирайтесь через образовавшийся проем.

5. При наличии в машине детей или не умеющих плавать спасайте в первую очередь. Ребенка необходимо взять ладонью за подбородок, локтем прижать его к себе спиной, зажать пальцам рот, нос, затем всплывать.

Как действовать очевидцу дорожно-транспортного происшествия

1. Остановите машину на обочине дороги на расстоянии 15-20м от места аварии.

2. Включите аварийную сигнализацию.

3. В темное время осветите фарами место аварии.

4. Расставьте аварийные треугольники по обоим направлениям на расстоянии не менее 30 м.

5. Останавливайте водителей проезжающих машин, попросите их вызвать к месту аварии "Скорую медицинскую помощь" и ГИБДД.

6. Срочно извлекайте пострадавшего из машины, если:

- возник пожар или есть опасность его возникновения;

- произошло опрокидывание машины;

- у пострадавшего сдавило грудную клетку либо произошла остановка сердца, либо началось кровотечение или удушье;

- существует возможность нанесения новых повреждений пострадавшему.

7. Окажите пострадавшему помощь с использованием автомобильной аптечки.

8. Запишите фамилии и адреса других очевидцев аварии.

9. До прибытия сотрудников ГИБДД постарайтесь не допускать к месту аварии посторонних.

АВАРИИ В МЕТРО

В метрополитене наиболее безопасными можно считать места расположенные по обе стороны в средней части вагона.

Помимо места расположения в вагоне, имеет значения и вагон, в котором вы едете. Наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны. Старайтесь располагаться в средних вагонах метропоезда.

Меры предосторожности на платформе

1. Не стойте близко к краю платформы, чтобы избежать удара зеркалом кабины водителя. Кроме того, вас могут толкнуть по неосторожности или преднамеренно.

2. На платформе стойте лицом к поезду.

3. Если много народу, не толкайтесь, лучше пропустить поезд.

При падении с платформы на пути:

1. Не поднимайтесь самостоятельно на платформу (возможно поражение электротоком).

2. Если поезда не видно, бегите между рельсами, туда где часы. Вы успеете, т.к. машинист обязательно начнет тормозить.

3. При приближении поезда ложитесь между рельсами, закрыв уши руками и открыв рот. Глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека.

При аварийной остановке поезда в тоннеле:

1. Выход из вагона осуществляйте по указанию машиниста в сторону, где нет контактного рельса.

2. Двигайтесь вдоль полотна между рельсами в сторону ближайшей станции (по указанию машиниста).

3. При появлении поезда укройтесь в ближайшей нише тоннеля.

НЕ ВЫХОДИТЕ ИЗ ВАГОНА БЕЗ КОМАНДЫ МАШИНИСТА "НА ВЫХОД!".

ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ ТОННЕЛЯ СОБЛЮДАЙТЕ ОСТОРОЖНОСТЬ, В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ОКАЗЫВАЙТЕ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, СТАРИКАМ, ЖЕНЩИНАМ

Правила безопасности на эскалаторе

1. Держитесь за поручень эскалатора, чтобы избежать падение при его экстренной остановке.

2. Не бегите по эскалатору.

3. Не садитесь на ступени эскалатора.

Человек, который сидит на ступенях эскалатора рискует не только упасть головой вниз, но и застрять полами одежды в ступеньках или гребенке.

4. Не ставьте на поручни эскалатора чемоданы, сумки и другие предметы. При резком торможении эскалатора их падение может послужить причиной травмирования людей.

Придерживайте вещи, поставленные на ступени эскалатора.

5. Особое внимание на эскалаторе следует уделять безопасности детей. Если ребенок трогает поручень снизу, возникает опасность защемления пальцев.

6. Будьте осторожны при сходе с эскалатора. Обязательно держите ребенка за руку.

Аварии на железнодорожном транспорте

Столкновение пассажирского состава:

1. Во время толчка ухватитесь за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При опрокидывании вагона крепко держитесь за поручни, с силой упритесь ногами в стенку.

2. По возможности окажите первую помощь пострадавшим.

3. При экстренном выходе из вагона с собой возьмите только документы, деньги, одежду.

4. При опрокидывании вагона или его повреждении выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив стекла.

5. При обрыве проводов контактной сети отойдите от них на безопасное расстояние (30—50 м).

6. Постарайтесь сообщить о катастрофе по телефону или через посыльных на станцию, а также вызвать "скорую медицинскую помощь".

ЕСЛИ НЕТ ОПАСНОСТИ ПОЖАРА, НЕ НУЖНО ТОРОПИТЬСЯ ВЫХОДИТЬ ИЗ ВАГОНА

При столкновении поезда с железнодорожными цистернами с нефтепродуктами:

1. Не прикасайтесь к пролитому веществу.

2. Покидая вагон поезда, оказавшегося в опасной зоне:

- разбудите спящих соседей по купе, кратко объяснив ситуацию и порядок действий;

- возьмите с собой багаж и быстро, без суеты и паники, пройдите к ближайшему тамбуру или тамбуру, указанному проводником для эвакуации;

- маленьких детей до выхода из вагона держите на руках.

3. Покинув вагон, отойдите от него (самое безопасное место — с наветренной стороны от места аварии на расстоянии не менее 800 м). Не стойте под проводами и опорами линии электропередач.

СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При возникновении горения в поезде:

- Сообщите проводнику вагона о загорании.

- Разбудите спящих пассажиров.

- Пресекайте панику (у вас очень мало времени).

- Ни в коем случае не открывайте окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение.

- Уходите в передние вагоны; если это невозможно — в задние, плотно закрывая за собой двери.

Если огнем отрезаны выходы:

- Зайдите в купе или туалет.

- Плотно закройте за собой дверь и откройте окно.

- Ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком.

Если потушить огонь невозможно:

- Остановите поезд стоп-краном.

- Откройте двери, выбейте окна.

- Помогите эвакуироваться детям и пострадавшим.

- Выйдите из вагона и отойдите от него на безопасное расстояние

Меры безопасности в пригородных поездах

В пригородных поездах лучше занять места в середине вагона расположенные с левой стороны по ходу поезда, расположиться у стены, лицом к последнему вагону поезда.

Совет, касающийся пригородных поездов, обусловлен опасностью получения травм в случае, если хулиганы (а это сейчас не редкость) бросят камень в стекло.

Правила поведения при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта:

1. При движении вдоль железнодорожных путей не следует, подходить ближе пяти метров к крайнему рельсу.

2. Переходить железнодорожные пути следует только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, — по настилам и в местах, где установлены указатели "Переход через пути".

3. При переходе через пути ни в коем случае не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки.

Аварии на авиационном транспорте

Ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди.

Можно ли спастись, если самолет терпит катастрофу?

Если самолету, терпящему бедствие, удалось приземлиться, спасение во многом зависит от самих пассажиров, их выдержки, умения ориентироваться в сложной ситуации.

1. Прежде всего нужно следовать указаниям экипажа. Перед полетом внимательно прослушать инструкцию стюардессы, запомнить, где находятся аварийные люки (чаще всего в районе крыльев), как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами.

2. Маску нужно одевать немедленно, как только слышен звук уходящего из салона воздуха.

3. При малейших признаках тревоги сразу пристегнуться ремнями безопасности. Следует вынуть из карманов все твердые предметы, включая ключи, зажигалки. Снимите очки, галстук и т.д.

4. Если случится пожарная ситуация, лучше быть в верхней одежде, она может защитить вас от ожогов.

5. Оптимальная поза при аварийной посадке: согнуться и плотно сцепить руки под коленями или схватиться за лодыжки. Голову необходимо положить на колени, если это не получается, то наклонить ее как можно ниже. Ноги надо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.

6. Можно принять другую фиксированную позу. На спинке кресла перед вами положить руки в скрещенном положении и голову прижать к рукам. Ноги вытянуть и упереться. Обе позы надо принимать при пристегнутом ремне безопасности. В момент удара необходимо максимально напрячься, подготовившись к значительной перегрузке самолета.

7. При пожаре — после остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу. При этом:

- защитите свою кожу — на вас должны быть пальто, шапка, плед;

- не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пробирайтесь к выходу на четвереньках;

- не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы;

- не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;

- не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым.

Аварии на водном транспорте

Охрана жизни людей на море является международной проблемой.

Ежегодно в мире терпят кораблекрушения 350-400 судов, в результате погибают около 200 тыс. человек.

1. Каждый человек, ступивший на борт судна должен внимательно прослушать инструктаж капитана или его представителя, заблаговременно изучить аварийные памятки (инструкции), в обязательном порядке принимать участии в учебных тревогах, твердо знать кратчайшие пути к коллективным средствам спасения на шлюпочной палубе, место хранения закрепленных за ним индивидуальных средств спасения и правильно обращаться с ними.

2. Решающим фактором выживания в открытых водоемах в случае морских катастроф является возможность использования средств спасения.

К средствам спасения относятся:

- судовые коллективные спасательные средства — шлюпки, надувные плоты, лодки;

- индивидуальные средства спасения — спасательные жилеты, спасательные костюмы, спасательные круги.

3. При угрозе затопления судна необходимо надеть запасную одежду: плотное белье, свитера, малопромокаемую верхнею одежду, шею желательно обмотать шарфом, на голову надеть шерстяную шапочку, руки защитить варежками или перчатками.

Чем больше в морской аварийной ситуации на человеке одежды, тем дольше он может сопротивляться холоду.

4. Основное правило: пока потеря судна не является неизбежной, не спешите его покидать.

Когда капитан подаст сигнал "покинуть корабль", весь экипаж и пассажиры немедленно должны направиться на место аварийной высадки.

5. При высадке необходимо:

- правильно надеть спасательный жилет;

- выпить побольше воды;

- сохранять спокойствие и не создавать беспорядок;

- помогать тому, кто находится в затруднении.

6. Самая большая ошибка — пренебрегать коллективными средствами спасения, надеясь в случае аварии достичь берега вплавь.

Если в коллективном спасательном средстве человек может сопротивляться стихии неделями, то в воде человек погибает в считанные часы, в исключительных случаях — дни. Если хватит сил и умения не утонуть, гибель неизбежна от общего переохлаждения, даже при температуре воды +30°С.

7. Высадка с судна:

Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, т.к. сухая одежда лучше защищает от холода.

После высадки необходимо:

- помочь другим подняться на плот;

- собрать необходимые для жизни предметы на воде;

- открыть аварийный пакет, входящий в комплектацию плота, (шлюпки), чтобы проверить его содержимое;

- оказать помощь раненым и успокоить упавших духом;

- держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь.

Пищу надо раздавать начиная со второго дня нахождения на плоту (шлюпке). Нельзя есть, если нет питьевой воды. Избегайте пить воду в первые 24 часа, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации.

В день следует выпивать 0,5 л воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту прежде, чем ее проглотить. Пить маленькими глотками.

8. Если по каким-либо причинам воспользоваться коллективным спасательным средством не удается и погружение в воду неизбежно, постарайтесь спуститься к воде по штормовым трапам, веревочным лестницам или прыгнуть с низкого борта.

9. Если вы вынуждены прыгать прямо в воду, то убедитесь, что спасательный жилет надежно закреплен. Для прыжка следует использовать следующую технику:

- соединить колени и держать ноги слегка согнутыми;

- одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;

- другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем — таким образом, жилет не поднимется вверх и не накроет голову;

- голову сильно не наклонять, чтобы не удариться лицом о поверхность воды.

Если коллективные спасательные средства (плот, шлюпка) отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампочку, встроенную в жилет. Днем, когда слышится шум самолета, открыть пакет растворимого красителя (уранита); пользуйтесь свистком.

Морскую воду пить категорически недопустимо! Человек, употребляющий морскую воду, погибает раньше, чем человек, не пьющий совсем.

Материалы для данной статьи взяты с сайтов Главного управления МЧС России по городу Москве, Управления гражданской защиты г. Москвы, Экспертно-инновационного центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

У вас возникли вопросы, желаете проконсультироваться?

Напишите нам, наши специалисты вскоре ответят на ваши вопросы!

Ваши данные защищены

г. Москва, ул. Рогова, д. 15/1, офис 10