• Обучение, повышение квалификации
  • Противопожарные мероприятия
  • Страхование
  • Противопожарная пропаганда

Пт-Пн 10:00-18:00

Сб-Вс Выходной

Картины о пожарных

Известно, что и в России, и в Европе пожары были одним из самых страшных бедствий. Стоит вспомнить, что в прошлом большинство городов строилось из дерева и поэтому крупные пожары были довольно частым явлением.

На картине изображен пожар в древнем городе ночью

Картина «Пожар в древнем городе» Неизвестный художник. прим. 1834г.

 

В 946 году княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа князя Игоря. По ее приказу были сожжены в бане древлянские послы, затем окружен главный город древлян – Искоростень. Длительная осада города успехом не увенчалась, и тогда княгиня прибегла к коварному приему. Она потребовала от осажденных дань - по три голубя и по три воробья с каждого двора. Когда птиц доставили, Ольга приказала привязать к их лапкам просмоленную паклю и поджечь ее. Выпущенные тут же на волю птицы полетели в свои гнезда, вызвав пожары во всех частях осажденного города. Народ бросился спасать свои жилища и имущество, а в это время дружина Ольги ворвалась в город...

На старинной картине изображен сгоревший лес "Пожар в лесу"

Картина «Лесной пожар.» Художник Юхан Кристиан Клаусен Даль. 1846.

 

Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100—200 дворов, летописи даже не упоминали.

Летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.

На картине изображен пожар в Казани 1832 году тогда пожар уничтожил большую часть города

Картина «Пожар в Казани» Художник Рашида Имашева. 1976.

 

Россия горела каждые четверть века. Что такое положение не абсурд, а нечто вполне возможное, доказывают данные Центрального статистического комитета по пожарной части. Сорока девяти губерниях за тридцать лет: с 1860 по 1889 год в 60-е годы ежегодно в среднем было 14 465 пожаров, в следующее десятилетие — 30 166, а в следующее — 45 006.

Пожары причиняли неизмеримый материальный ущерб государству, в огне ежегодно погибали тысячи людей. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией.

Пожары обездоливали и разоряли сельское население, подрывали его производительность и платежные средства.

Помимо прямого разорительного значения, пожары имели и косвенное влияние на народное хозяйство, погибали леса, и происходило повсеместное обмеление судоходных рек.

Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса, дома и посевы вселяя ужас, заставляя людей бросать родные, веками насиженные места.

На сельские местности приходилось до 90% пожаров. По деревням и cелам бродили погорельцы в надежде получить подаяние. Некоторые ездили на лошадях, запряженных в телеги. У них был даже свой отличительный знак - обугленные оглобли.

 

Картина «На пожарище». художник Яковлев Павел Филиппович

Картина «На пожарище» Художник Яковлев Павел Филиппович. 1875 г. Холст. Масло.

 

В статистических данных, опубликованных в С.- Петербурге подчеркивало, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

Тема пожара, этого «воителя природы» занимает особое место в истории отечественной живописи, мы ярко и зримо представляем и чувствуем горе и отчаяние обездоленных погорельцев.

Картина Пожар в деревне

Картина «Пожар в деревне» Художник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский. 1885 г. Холст. Масло.

 

На картине показано как крестьяне умеют энергично и умело работать, если есть под рукою опытный руково­дитель, это бесспорно.

Сначала на пожаре царствует полный хаос: все галдят, шумят, мечутся без толку в разные стороны.

Пожар тем временем принимает все большие и большие размеры. И на первый взгляд, кажется, что не может быть сладу с этой галдящей толпой и что вся деревня обречена в жертву пламени.

Но вот выделяется расторопный и смыслящий дело человек, в лице хотя бы помещика или урядника, и картина меняется, как по мановению волшебного жезла: шум утихает и уступает место правильно организованной работе. Те же крестьяне, за 5 минут перед тем зря метавшиеся из стороны в сторону, ничего не предпринимавшие и тупо глазевшие на чужое несчастье, принимаются за дело и руководимое энергичною, опытною рукою, быстро справляются с пожаром.

Картина живописная Пожар в деревне

Картина «Пожар» Художник О. Матвеев 1891г. Холст. Масло.

 

Борьбе с пожарами мешали в ту пору религиозные предрассудки. Народ считал что они происходят «от гнева божьего», и, вместо того, чтобы принимать какие-либо меры к тушению, люди прибегали к молитвам, выносили иконы, совершали крестные ходы, служили молебны.

Чтобы остановить распространение огня, перекидывали через горящее здание пасхальные куриные яйца или тушили огонь молоком только что отелявшейся коровы.

Картина "Пожар в деревне"

Картина «Пожар в деревне» Художник Бухгольц Фёдор Фёдорович. Холст. Масло.

 

Деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. Именно эти сведения красноречиво говорят, что аллегорический «красный петух», как видно, ожесточился и, не встречая серьезного отпора со стороны апатичного и полной беспечности русского обывателя, вознамерился уничтожить все его достояние, все плоды его трудов и сбережений.

Началом своеобразной организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные Указы, появившиеся в ХV веке, в царствование Василия Темного.

В них шла речь о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т.д. Нарушение Указов жестоко наказывалось, вплоть до смертной казни.

Портрет Русского царя Алексея Михайловича РомановаВажной вехой в истории России стало правление царь Алексея Михайловича Романова. Увидев, что в Российском Государстве отсутствуют твердые и точно определенные законы, Алексей Михайлович приказал собрать все прежние сборники законов и указов и «уложить всё общим советом».

В начале 1649 года все 25 глав «Уложения», в которых содержалось тысячи статей, были готовы. В Уложении были помещены 9 статей, определивших наказания за различного рода зажигательства.

Предметом особого внимания царя Алексея Михайловича со дня его воцарения были механизированные средства тушения пожаров. Для обеспечения огнегасительных орудий (ручных насосов) и инструментов (ведер и др.) водой Алексей Михайлович повелевает не только «иметь на каждые 10 домов колодец», но и вводит в Пушкарском приказе штат колодезников из 14 человек, причем их труд оценивается очень высоко.

Определенный шаг вперед пожарное дело сделало при Петре I. Он запретил строить в Петербурге деревянные дома. Всем жителям предписывалось чистить печные трубы в своих домах один раз в месяц. За топкой печей следили «объезжие головы». Ежедневно дымить разрешалось только в торговых банях.

Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприятиях значительными по тому времени тиражами рассылались по всем городам и селениям. Их зачитывали в церквах по воскресным и праздничным дням.

Меры, проводимые Петром Первым, несколько улучшили пожарное дело, способствовали значительному сокращению числа пожаров в Петербурге и Москве. Был наведен порядок и в организации тушения пожаров.

На картине показана Москва белокаменная

Первые пожарные команды появились в Москве и Петербурге в самом начале XIX века.

Комплектовались они из отставных солдат, не способных воевать на фронте. Однако примитивная техника, отсутствие эффективных средств пушения не позволяли в ряде случаев успешно бороться с огнем.

Выезжали пожарные на лошадях, воду возили в бочках и огонь тушили с помощью ручных насосов.

На картине отображен выезд пожарного обоза

Картина «Выезд пожарного обоза Пречистенской части» Неизвестный художник XIX век

 

Выезд пожарной команды на пожар был эффектным и зрелищным. Под тревожный звук сигнальной трубы, разгоняющий прохожих, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой.

Стремительная вереница повозок, впереди которой неслась четверка передового хода, подгоняемая арьергардом, катила под грохот инструмента, цокот копыт. Казалось произойди заминка в движении одного из впереди летящих обозов, неминуемо произойдет столкновение. Но опытные кучера умело управляли резвыми лошадьми.

Отрывок из книги Вл. Гиляровского «МОСКВА и москвичи" 

«... И вдруг:

-- Пожарники едут! Пожарники едут! -- кричит кучка ребятишек.

В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные -- добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.

Делалось это под видом сбора на «погорелые» места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.

«Горелые оглобли», -- острили москвичи, но все-таки подавали. Когда у ворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в Дом и докладывали:

-- Мама, пожарники приехали!

Две местности поставляли «пожарников» на всю Москву. Это Богородский и Верейский уезды. Первые назывались «гусляки», вторые -- «шувалики». Особенно славились богородские гусляки.

-- Едешь по деревне, видишь, окна в домах заколочены, -- это значит, что пожарники на промысел пошли целой семьей, а в деревне и следов пожара нет!

Граф Шувалов, у которого в крепостные времена были огромные имения в Верейском уезде, первый стал отпускать крестьян в Москву по сбору на «погорелые» места, потому что они платили повышенный оброк. Это было очень выгодно помещику.

Когда таких «пожарников» задерживали и спрашивали:

-- Откуда?

-- Мы шувалики! -- отвечали задержанные.

Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, с подлинными свидетельствами от волости, а иногда и от уездной полиции, но таких в полицейских протоколах называли «погорельщиками», а фальшивых -- «пожарниками».

Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: «пожарники!»

У вас возникли вопросы, желаете проконсультироваться?

Напишите нам, наши специалисты вскоре ответят на ваши вопросы!

Ваши данные защищены

г. Москва, ул. Рогова, д. 15/1, офис 10