• Обучение, повышение квалификации
  • Противопожарные мероприятия
  • Страхование
  • Противопожарная пропаганда

Пт-Пн 10:00-18:00

Сб-Вс Выходной

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ – 5 - 8 КЛАССЫ

 

Книга для детей об огне и о пожарных, в картинках и стихах

Материалы для преподавания основ пожарной безопасности детям — от 11 до 14 лет
Программа является примерной. В зависимости от местных условий и содержания тем могут вносится необходимые изменения.

Программа является примерной. В зависимости от местных условий и содержания тем могут вносится необходимые изменения.

ПРОГРАММА

обучения мерам пожарной безопасности для 5-8 классов

№№ п/п Наименование темы Форма проведения Длительность мероприятия
1 Противопожарный режим в школе. Знакомство с планом эвакуации Классный час, экскурсия. 45 мин.
2 Государственная противопожарная служба. По законам мужества Экскурсия 45 мин.
3 Отчего происходят пожары. Основные причины пожаров. Первичные средства пожаротушения. Беседа, практическое занятие 45 мин.
4 Берегите жилище от пожара. Сколько стоит пожар? Урок, решение задач 45 мин. (неограниченно)
5 Просмотр кинофильмов и видеофильмов на противопожарную тематику Демонстрация с последующим обсуждением 45 мин.
6 Соревнования по пожарно-прикладным видам спорта Спортивный праздник, урок физкультуры, пожарная эстафета 45-60 мин.
7 Наш маленький друг. Что такое ДЮП? Проведение занятий с обучающимися младших классов 45 мин.
8 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре Беседа, практическое занятие 45 мин.
9 Что нужно делать при пожаре. Порядок действия в случае возникновения пожара Классный час, практическое занятие 45 мин.
10 Итоговое занятие Зачет 45 мин. (неограниченно)

 

1. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ШКОЛЕ. ЗНАКОМСТВО С ПЛАНОМ ЭВАКУАЦИИ

В начале классного часа учащиеся знакомятся с историей пожарного дела (можно использовать материалы из детского пособия "Наша пожарная команда", книга о пожарных).

Необходимо рассказать о назначении и функциях пожарной охраны ее структуре, техническом оснащении. Урок будет эффективнее, если пригласить на него сотрудника МЧС России (ветеранов пожарной охраны).

Далее обучающиеся знакомятся с назначением Плана эвакуации основными требованиями при его составлении, а также со знаками безопасности, средствами и способами оповещения о пожаре (передача специальных текстов); световой (световые мигающие указатели, световые оповещатели "Выход", статические и динамические указатели направления движения).

Классный час завершается экскурсией по школе, во время которой обучающиеся осваивают приемы эвакуации, знакомятся направлениями и количествами путей возможной эвакуации, местонахождение лестничных клеток, электрических светильников, окрашенных в зеленый цвет с надписью "ВЫХОД" и т.п.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА. ПО ЗАКОНАМ МУЖЕСТВА

   Занятие проводится в форме экскурсии в пожарную часть и цель ее - глубже познакомиться с организацией и содержанием работы местных противопожарных служб. Экскурсию может проводить педагог или сотрудник МЧС России (пожарной охраны). В завершение проводится беседа, содержащая сообщение о подвигах местных пожарных, о героизме их в АЭС Чернобыле, в годы Великой Отечественной Войны и т.д.

   Подведение итогов может завершиться оформлением альбома, выпуском бюллетеня и т.д.

3. ОТЧЕГО ПРОИСХОДЯТ ПОЖАРЫ? ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

   Сначала обучающиеся рассматривают основные причины и тяжесть пожаров.

Основными причинами пожаров являются:

- неосторожное обращение с огнем;

- неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, электроприборов, печей и дымоходов, а также газовых приборов.

   Анализ пожаров, возникших из-за нарушения правил пользования электроприборами, показывает, что происходят они, в основном, по двум причинам: из-за нарушения правил пользования и скрытой неисправности этих приборов или электрических цепей.

    Затем обучающиеся знакомятся с первичными средствами пожаротушения. В процессе занятий они узнают о разновидностях огнетушителей, о правилах приведения их в действие, а также о шанцевом инструменте (багор, лом, лопата, ведро). Рассматриваются места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Следует также познакомить школьников с правилами пользования внутренними пожарными кранами. После соответствующего инструктажа необходимо отработать с обучающимися на практике приемы использования средств пожаротушения (имитация действий с огнетушителем, практическое использование шанцевого инструмента).

   Наибольший эффект достигается при привлечении к практическим занятиям сотрудников пожарной охраны и организации занятий в виде соревнований.

4. БЕРЕГИТЕ ЖИЛИЩЕ ОТ ПОЖАРА

   Рассматривается противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставление без присмотра топящихся печей, печей, включенных бытовых электроприборов и газовых плит; сжигание мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Сколько стоит пожар?

   Занятие проводится как фрагмент урока, цель его – показать, какой ущерб может нанести пожар, возникший в результате неправильного обращения с огнем. Учитель математики подбирает задачи на соответствующую тему. При составлении задач учитель может обратиться за фактическим материалом в местные органы МЧС России (сайты в интернете).

   По завершении занятия ребятам могут быть заданы вопросы:

- с какими опасностями вы можете встретиться в своих жилищах?

- каковы источники этих опасностей?

- при каких условиях может произойти поражение электрическим током?

в чем заключается первая помощь при отравлении угарным газом?

- чем опасна газовая плита?

Книга для детей об огне и о пожарных, в картинках и стихах

5. ПРОСМОТР КИНОФИЛЬМОВ И МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ПРОТИВОПОЖАРНУЮ ТЕМАТИКУ

   Просмотр фильмов можно предварять беседой, в течение которой следует подчеркнуть, что опасными факторами пожара, под воздействием которых происходят травмы, отравления, гибель людей или наносится материальный ущерб, являются:

- открытый огонь и искры, теплота излучения;

- повышенная температура окружающей среды, предметов и т.п.;

- токсичные продукты горения, оксид углерода, синильная кислота и др.;

- пониженная концентрация кислорода;

- падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок: осколки аппаратов и трубопроводов, разрушающихся вследствие повышения в них внутреннего давления, взрыва и т.п.

Перед демонстрацией необходимо поставить вопросы, на которые обучающиеся должны будут дать ответы, обсуждая фильмы

При проведении этого занятия следует помнить, что для показа обучающимся данной возрастной группы можно использовать далеко не все фильмы. Чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы, вызванной неумелым обращением с огнем, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее.

В результате негативные эмоции, вызванные таким фильмом, закроет от детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Зачастую то, что взрослые воспринимают как тревожный сигнал, как опасность, дети усваивают как страшную картину. Поэтому к отбору демонстрационного материала нужно подходить с учетом возрастных особенностей школьников.

При подборе фильмов следует учитывать рекомендации и консультацию специалистов МЧС России.

6. СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ СПОРТА

   Для проведения соревнований можно использовать полосу препятствий, имеющуюся в школе, или спортивную площадку пожарной части. Это занятие может быть составной частью спортивного праздника, фрагментом урока физкультуры в одном классе или соревнованием между классами. Следует обратить особое внимание на дозирование нагрузки в разных возрастных группах. К организации и проведению занятий необходимо привлекать сотрудников МЧС России (пожарной охраны).

   На практических занятиях и соревнованиях руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на боевых пожарных автомобилях на тушение пожаров, бесконтрольные действия с огнем.

7. НАШ МАЛЕНЬКИЙ ДРУГ. ЧТО ТАКОЕ ДЮП?

   Обучающиеся этой возрастной группы (5 - 8 классы) могут проводить занятия с дошкольниками или обучающимися начальных классов т.к. овладели определенными знаниями и умениями в обращении с огнем. Занятие может включать в себя демонстрацию плакатов, чтение стихотворений, небольшие сценки, кукольные спектакли, а также обучение приемам пользования электрическими и газовыми приборами с использованием соответствующих игрушек.

   Далее педагог должен рассказать о целях и задачах дружин юных пожарных (ДЮП), об обязанностях и правах членов дружин.

   Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работ, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, для оказания помощи МЧС России и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров. Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности, проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольниками беседы о недопустимости игр с огнем; следят за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную охрану в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.

8. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ НА ПОЖАРЕ

   В начале этого занятия следует рассказать о причинах гибели людей на пожарах, подчеркнув, что причинами чаще всего являются не огонь и высокая температура, а токсичные продукты горения. В помещениях, где горят шерстяные и хлопчатобумажные ткани, древесина, торф, бумага, образуется до 0,4% оксида углерода (0,05% его уже опасны для жизни, а концентрация в 0,5% вызывает смерть при вдыхании в течение нескольких минут) и до 2,2 % диоксида углерода (концентрация 3-4,5% становится опасной для жизни при вдыхании в течение 30 минут, а 10-процентная концентрация немедленно вызывает смерть).

   На занятии обучающиеся знакомятся с видами травм, которые могут быть получены при пожаре (ожоги, ушибы, переломы, отравления). Занятия могут проводить учителя биологии, медицинские работники школы или ближайшего медицинского учреждения. Они демонстрируют приемы оказания первой (доврачебной) помощи: накладывание шин, повязок, обработку раневых поверхностей. Затем обучающиеся на практических занятиях отрабатывают эти приемы.

9. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

   Обучающимся следует рассказать о правилах поведения людей при обнаружении возгорания, пожара: порядок вызова пожарной охраны, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Надо предупредить о необходимости предотвращения паники. Школьники должны знать меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом, а также приемы первой помощи пострадавшим.

   Порядок действий в случае возникновения пожара таков:

- необходимо сообщить об этом по телефону 101 или 112 в пожарную охрану;

- задействовать систему оповещения о пожаре;

- известить о пожаре взрослых;

- приступить к эвакуации;

- помочь взрослым встретить пожарные подразделения;

- по указанию взрослых принять меры по тушению пожара имеющимися средствами.

   При пожаре необходимо воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещение или здание, следует закрыть за собой все двери и окна.

10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

   Итоговое занятие должно отражать все вопросы, содержащиеся в предыдущих занятиях. Лучше всего его организовать в виде зачета. На занятии должны быть видеоматериалы (плакаты, стенды, рисунки и т.п.), а также средства пожаротушения (огнетушители, инструменты, пожарные приспособления), которые обучающиеся могут использовать при ответах.

   Для принятия зачета можно пригласить сотрудников МЧС России (ближайшей пожарной части) которые должны будут подвести итоги занятия.

   Для тех обучающихся, которые продемонстрируют отличные знания, можно приготовить памятные призы (книги, сувениры и что-то другое, связанное с тематикой).

У вас возникли вопросы, желаете проконсультироваться?

Напишите нам, наши специалисты вскоре ответят на ваши вопросы!

Ваши данные защищены

г. Москва, ул. Рогова, д. 15/1, офис 10