Успешное решение задач гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций достигается, соответствующей подготовкой руководителей и работников органов управления гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГОЧС), их умением быстро оценивать обстановку, своевременно принимать решения, в сжатые сроки разрабатывать оперативные документы и организовывать выполнение поставленных задач.

Данная статья подготовлена для оказания помощи работникам органов управления ГОЧС организаций (учреждения) в своей повседневной деятельности, при решении задач гражданской обороны и защиты и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Перечень обозначений и сокращений:

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АХОВ- аварийное химическое опасное вещество

Д- доза облучения

ДДС- дежурно-диспетчерская служба

ЕДДС- единая дежурно-диспетчерская служба

НАСФ- нештатные аварийно-спасательные формирования

ПВР- пункт временного размещения

ПДП- пункт длительного проживания

ПОО- потенциально опасный объект

ППЭ- промежуточный пункт эвакуации

ПРУ- противорадиационное укрытие

ПРХН- пункт радиационного, химического и биологического наблюдения

ПЭП- приемный эвакуационный пункт

РОО- радиационный опасный объект

РСЧС- единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

РХБЗ- радиационная, химическая и биологическая защита

СЗК- средства индивидуальной защиты кожи

СИЗ- средства индивидуальной защиты

СИЗОД- средства индивидуальной защиты органов дыхания

СНЛК- сеть наблюдения и лабораторного контроля

СЭП- сборный эвакуационный пункт

ХОО- химически опасный объект

ЭК- эвакуационная комиссия

1. Нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления ГОЧС

Постоянно действующим органом осуществляющим, управление ГОЧС в организациях (учреждениях) являются, структурные подразделения организаций (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы создания и деятельности органов управления ГОЧС, определены:

Федеральными законами от 21.12.1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 г. №28-ФЗ "О гражданской обороне";

постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 №782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и от 26.12.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";

приказами МЧС России от 23.05.2017 №230 "Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций", от 14.11. 2008 г. №687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".

Порядок создания (назначения) в организациях (учреждениях) структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны определено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. №782 "Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".

В своей деятельности структурные подразделения (работники) по гражданской обороне руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также положением Приказа МЧС России от 23.05.2017 №230.

2. Организация работы органов управления ГО

Руководство гражданской обороной осуществляют руководители соответствующих организаций (учреждений). Они должны создать в каждой организации (учреждении) органы управления – структурные подразделения или назначить работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (ГО).

По сути, эти органы соответствуют существовавшим прежде штабам ГО, но на сегодня они не имеют единого названия – это может быть штаб, управление, отдел, сектор, группа, выделенный работник или иное структурное подразделение ГОЧС.

Организация ГО в организации (учреждения), объем решаемых задач, а также способы их решения определяются в зависимости от численности работников. Органы управления ГОЧС мероприятия гражданской обороны планируют с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в организации (учреждении) в результате применения современных средств поражения, и реализуют их с учетом имеющихся ресурсов.

3. Задачи органов управления ГОЧС

Основными задачами структурных подразделений (работников) по ГО организаций (учреждений) являются:

организация планирования и проведения мероприятий по ГО;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления ГО;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях (учреждениях), эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

участие в организации создания и содержания в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) в организациях (учреждениях), эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) в организациях (учреждениях), отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

В соответствии с основными задачами в области ГО структурные подразделения (работники) по ГО:

а) в организациях (учреждениях), отнесенных к категориям по гражданской обороне:

разрабатывают, уточняют и корректируют планы ГО;

осуществляют методическое руководство планированием мероприятий ГО в представительствах и филиалах (если они имеются);

организуют планирование, подготовку  и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;

разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области ГО;

формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций (учреждения);

ведут учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

организуют планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций (учреждений) в военное время;

организуют разработку и заблаговременную реализацию инженерно-технических мероприятий ГО;

организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций (учреждений);

организуют прием сигналов ГО и доведение их до руководящего состава;

организуют оповещение работников этих организаций (учреждений) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

планируют и организуют подготовку по ГО руководящего состава организаций (учреждений);

организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой НАСФ, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций (учреждений) и осуществляют их учет;

участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организуют разработку и заблаговременную реализацию инженерно-технических мероприятий ГО;

организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций (учреждений);

организуют прием сигналов ГО и доведение их до руководящего состава;

организуют оповещение работников этих организаций (учреждений) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

планируют и организуют подготовку по ГО руководящего состава организаций (учреждений);

организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой НАСФ, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляют их учет;

участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планируют и организуют проведение учений и тренировок по ГО, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке и выполнению мобилизационных планов;

формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организуют создание страхового фонда документации по ГО;

организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО;

вносят на рассмотрение соответствующему руководителю предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО;

привлекают в установленном порядке к работе по подготовке планов, директивных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации (учреждения).

в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4. Количество работников структурных подразделений по гражданской обороне организаций (учреждений)

Количество работников структурных подразделений по гражданской обороне организаций (с учетом численности представительств и филиалов), отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также организаций (учреждений), не отнесенных к категориям по ГО, определяется исходя из норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782.

Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

а) в организациях (учреждениях), отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников:

до 500 человек включительно - 1 освобожденный работник;

от 501 до 2000 человек включительно - 2 - 3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 человек в - 3 - 4 освобожденных работника;

свыше 5001 человека – 5 – 6 освобожденных работников.

б) в организациях (учреждениях), не отнесенных к категориям по ГО, работа по ГО может выполняться по совместительству одним из работников организации (учреждения).

При необходимости количество работников по ГО может быть увеличено по решению руководителя организации (учреждения).

Количество отдельных работников по ГО в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций (учреждений) к категориям по ГО:

от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию - 1 освобожденный работник;

от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию - 2 освобожденных работника;

от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию – 3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию - 4 освобожденных работника;

от 5001 и более работников согласно штатному расписанию - 5 освобожденных работников;

В организациях (учреждениях) не отнесенных к категориям по ГО, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по ГО в организациях (учреждениях) в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

Численность структурных подразделений (работников) по ГО организации (учреждения), а также отдельных работников по ГО, в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области ГО, устанавливается локальным нормативным актом.

Руководители структурных подразделений (работники) по ГО организаций (учреждений) находятся в подчинении у руководителей организаций (учреждений).

Отдельные работники по ГО в составе представительств или филиалов организации (учреждения) находятся в подчинении у руководителей организаций (учреждений).

На должности работников структурных подразделений (работников) по ГО организации (учреждения), а также отдельных работников по ГО, в составе ее представительств и филиалов, назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области ГО.

5. Организация и ведение гражданской обороны в организациях

Организация ГО в организации (учреждения), объем решаемых задач, а также способы их решения определяются в зависимости от численности работников. Органы управления ГОЧС мероприятия ГО планируют с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в организации (учреждении) в результате применения современных средств поражения, и реализуют их с учетом имеющихся ресурсов.

Руководители организаций (учреждений) в соответствии с их полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия ГО. Вид и количество АСФ, спасательных служб в организациях (учреждениях) определяются на основании расчетов объемов и характера, предусмотренных планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годового Плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - План основных мероприятий).

Руководство гражданской обороной в организациях (учреждениях) осуществляют – их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны (статья 11 Федерального закона от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ). Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организациях (учреждениях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные в области ГО и защиты от ЧС.

Основные мероприятия, проводимые организациями (учреждениями), определены Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденном приказом МЧС России от 14.11.2008 г. №687 (в ред. от18.11. 2015 №601).

Для своевременного и качественного решения задач ГО создаются спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие). Организация и порядок деятельности спасательной службы определяются в Положении о спасательной службе.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в организациях (учреждениях) создаются эвакуационные (эвакоприемные) комиссии. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется Положением об эвакуационной комиссии, которое утверждает руководитель организации (учреждения).